#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ: Сборник стихов "Живые поэты II"

23.11.2020

Продолжаем рассказывать о прочитанном!

Сегодня Валерия Молоткова рассказывает о новом выпуске сборника стихов "Живые поэты. Книга II"

Приятного чтения!

______________________________

Год назад я уже писала про нашумевший сборник современной поэзии «Живые поэты». Этой осенью вышла вторая часть, о которой также следует сказать. Стоит отметить, что первая книга проекта Андрея Орловского вызвала немало споров, собрала десятки премий и тысячи разношерстных отзывов.

Вторая книга тоже претендует на популярность, но, по признанию самого Орловского, «отличается от предыдущей настолько, насколько вообще первый том может отличаться от первого». Обо всех отличиях и новшествах этой книги я и хочу поразмышлять.

Первые различия видны уже при рассмотрении обложки издания. В оформлении дебютного тома было использовано изображение зеленых молодых ростков – этакий символ зарождающегося проекта, начала новой поэтической жизни. Обложка второй книги претерпела значительное изменение. Теперь это уже не «проба пера», а решительный, яростный «БАХ!» кулаком по столу современности. Зеленые ростки на обложке заменила молния как символ неуемности и порывистости молодого поколения, жаждущего быть по́нятым и признанным. Я бы описала этот сборник одним словосочетанием – «книга-крик». Причем это крик не о помощи, не о беззащитности или боли внутри, это крик-провокация, обращенная к оставшимся закостенелым умам общества. «Смотрите на нас, мы – будущее, поймите нас и живите с этим!» – эти слова читаются в каждой строчке.

Надо сказать, список авторов значительно помолодел. Если для раскрутки первой книги требовалось больше громких имен, то второй сборник почти полностью основан на творениях малоизвестных молодых дарований. Макаревич, Шевчук, Полозкова, Губерман – вот те немногие фамилии, за которые поневоле цепляется глаз читателя, ищущий знакомых авторов. Каждому поэту теперь выделен ровно разворот, включающий только одно стихотворение, фото или рисунок, а также список любимых писателей – своеобразную фишку книги, позволяющую проследить меняющиеся вкусы творческих современников. Проанализировав эти предпочтения, можно сказать, что они за год претерпели некоторые изменения – Владимир Маяковский, хоть и оставаясь самым востребованным из русских классиков, значительно уступает в популярности зарубежным представителям поэтической мысли. Пабло Неруда, Федерико Гарсиа Лорка, Хорхе Луис Борхес, Гомер – такими именами пестрит список любимых писателей. Посоперничать с этими любимцами пишущей молодежи могут только авторы-современники. Среди любимых писателей андеграундные творцы все чаще называют своих друзей, сотоварищей по перу, таких же нерастиражированных авторов, как они сами. Проще говоря, современники учатся у современников.

Говоря об общей стилистике сборника, можно отметить, что одним из самых распространенных стилей написания стал критический, прямолинейный реализм. Даже любовная лирика в книге имеет социальный контекст. Несмотря на это, в поэзии стало больше сложных метафор, завуалированных фраз и подтекста. Рифмы, запятые, заглавные или строчные буквы – все это теперь не имеет значения. Важен лишь смысл. Поэтому авторы иногда нарочито избегают любых знаков препинания и прочих выделений. Чем-то стихотворения напоминают тексты современных рэп-исполнителей. Наверное, своим равнодушием к правилам и стандартам.

Если предыдущую книгу «Живых поэтов» я не рекомендовала к прочтению консервативным читателям, то теперь настоятельно рекомендую новый сборник всем, кто отчаянно пытается понять современное поколение. Да, в сборнике так же имеется нецензурная лексика, да, для понимания книги нужно приложить некоторые усилия, но в этом и суть сегодняшней молодежи – быть вне всего остального мира, быть вне рамок. И если вы до сих пор млеете в недоумении при виде французских заимствований в романе «Война и мир», то что вы скажете, прочитав современников? Одно точно: строки от тех, для кого «Космос пахнет яблоками и зеленкой» (А. Шалашова), для кого «Стакан наполовину кан» (Е. Толстолуцкая) и чья «Кровь состоит из лета» (В. Полозкова) не оставят вас равнодушными.

Книгу можно почитать в электронном варианте на ЛитРес.

Читайте и будьте счастливы!

Всегда ваша — Государственная библиотека Югры

#времячитать #Живыепоэты #прочтение #читатьмодно #чтопочитать #ГБЮчитайтеснами #ГБЮ #окружнаябиблиотека #ХантыМансийск #Юграчитает #современныестихи