16 яростных читателей на связи: рецензия на книгу Харуки Мураками «Слушай песню ветра»
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Ксения Игнатьева делится впечатлениями о книге Харуки Мураками «Слушай песню ветра»
Книжный отзыв от сотрудницы отдела обслуживания Ксении Игнатьевой.
«Такой вещи, как идеальный текст, не существует. Как не существует и идеального отчаяния», – так начинается первый роман Харуки Мураками, современного японского писателя. «Слушай песню ветра» открывает цикл «Трилогия Крысы», за ним последуют «Пинбол 1973», «Охота на овец» и «Дэнс, дэнс, дэнс». Я пока знакома только с первым романом, поэтому сужу о нем как о завершенном, конечном произведении.
Книга построена как дневник. Каждая глава – заметка, где рассказчик делится событиями дня, мыслями или воспоминаниями, внезапно всплывшими в голове. Мы не видим ничего за пределами этих записей, знаем лишь то, чем он захотел поделиться. «История началась 8 августа 1970 года и закончилась через 18 дней – то есть 26 августа того же года», – говорит нам автор после долгого вступления. Для рассказчика этот текст тоже первый, и он не знает, какой он, хороший текст. Сейчас, собирая кусочки своих воспоминаний, он поведает об августе своего двадцатиоднолетия, а значит, что-то важное там было.
Рассказчик (его имени мы не узнаем) и его закадычный друг Крыса – студенты, коротающие лето в родном городке. Ничего примечательного в их рутине мы не заметим – сидят в баре, обсуждают женщин или просто делятся мнением о происходящем вокруг. Крыса – нигилист, если можно его так назвать. Он хочет идти против установленных рамок морали, отрицает все, что было создано до него. Но нет в его словах злого умысла. Он, как и обычный молодой человек, живет и ищет то, что ему по душе, не желая тратить свою энергию на месть или пакость.
Сюжетной линии нет – только диалоги, редкие встречи или давние воспоминания, которые читатель не может выстроить в хронологический ряд. Но чем-то роман цепляет. Мне кажется, дело в его меланхоличной атмосфере. В жизнях героев не происходит приключений, запутанных историй, огромных трагедий. Но своя маленькая есть у каждого из них. Как и у каждого из нас. Они простые молодые люди, рутина которых – встречи с друзьями, помощь родителям и тоска по прошлому. Казалось бы, незначительные события минувших дней, но мысли возвращаются к ним снова и снова. Будто невзначай рассказчик в разных главах упоминает одни и те же моменты прошлого, раскрывая свои чувства. Тоска красной нитью проходит через весь роман. Мы видим, как герой встречает новых людей на своем пути. Каждый из них – временные попутчики – почему-то остается в памяти рассказчика.
Хочется также отметить частые упоминания Дерека Хартфильда. Этот писатель, несмотря на свою неизвестность, оказал огромное влияние на рассказчика: «В том, что касается сочинительства, я многому учился у Дерека Хартфильда. Можно сказать, практически всему. Сам Хартфильд, к сожалению, был писателем во всех отношениях бесплодным. Если почитаете, сами увидите. Нечитабельный текст, дурацкие темы, неуклюжие сюжеты». На протяжении всего романа мы встречаем цитаты Хартфильда, упоминания его произведений и неподдельное восхищение рассказчика. Последняя глава посвящена биографии писателя в самых мелких подробностях. Мы даже узнаем, что рассказчик специально пересек океан, чтобы прийти на его могилу.
В произведениях Мураками часто есть отсылки на классических или современных авторов, их работы или просто известные явления. Все это делает его героев еще более реальными. Поэтому никто и не сомневался в реальности американского писателя Дерека Хартфильда. Но вот и загвоздка: такого человека никогда не существовало. Если честно, при прочтении это даже не приходило в голову – настолько органично его образ вплетен в роман наряду с существующими авторами.
Я не могу сказать, о чем «Слушай песню ветра». Для меня роман оказался будто бы прочтением личного дневника старого друга. Что-то близкое и одновременно депрессивное чувствуется в каждой строчке, но все это уже былое, поэтому ты можешь лишь выслушать, не давая советов. Нет ничего фантастического или необычного. Простая история простых людей, которые только начинают жить.
Книгу можно взять почитать в отделе обслуживания на 1-м этаже.